Путь веры

Хочу поговорить с вами на такую серьёзную тему, как вера,
и как она заняла прочное место в моей жизни

Вы можете по-разному относиться к религии, быть разного вероисповедания: христианином, мусульманином, иудеем, монотеистом или многобожником, либо отрицать в принципе существование высших сил.

Каждый воспринимает эту действительность по своему. Я ни в коем случае не навязываю вам своего мироощущения. И уважаю вашу позицию до тех пор, пока вы с уважением относитесь к моей.

Раньше, больше десяти лет назад, я сама относилась к вере достаточно прохладно. Ну, в смысле, примерно представляла, что есть Бог, который нас всех ведёт по жизни, отводит беду и защищает, могла допустим на ночь попросить прощения и помощи перед контрольной или экзаменами. Но так, чтобы ходить в церковь, соблюдать обряды, молиться – этого не было. Да и это пришло ко мне, пожалуй, лет с 12. Когда меня покрестили. И я к этому подошла уже довольно осознанно, серьёзно. А перед тем в раннем детстве я была как все советские дети октябрёнком, потом пионером, очень старалась получить это почётное звание в первых рядах, потому что такой чести удостаивались только отличники с примерным поведением. Папа водил меня в музей атеизма, который располагался в бывшем мужском монастыре. И там были разные ужасные макеты с изображением зверств инквизиции, орудий пыток, с распятием людей на крестах, дороги, которой вели Иисуса к Голгофе. Всё это выглядело страшно и не уместно на фоне стен церкви, расписанных историческими фресками. Было всего этого очень жаль, особенно светлых образов ангелов, что смотрели печально с потолка. И всё казалось, что нет, такими злыми не могли быть по-настоящему верующие люди. Это какие-то фанатики, и макеты такие ненатуральные.
Тогда же я нашла у своей тёти Библию для детей с картинками, по телевизору шёл мульт-сериал “Супер-книга”, где было очень доступно объяснено обо всех основных моментах Ветхого Завета (на заметку всем родителям, желающим познакомить детей с Библией). Я старалась не пропустить ни одной серии. Потом ещё вышел второй сезон об Иисусе Христе. И он был ещё интереснее. И я попросила меня покрестить.

К тому времени это уже можно было делать совершенно спокойно, так как Советский Союз распался, пионерский галстук остался валяться в шкафу никчемной тряпочкой, вместе со всеми предыдущими нашими убеждениями о прекрасном светлом советском будущем, к которому мы всей страной так долго шли, но так и не дошли.

Правда, в школе хотели ввести вместо пионерской организации какое-то её подобие. Даже собрали со всех деньги на новые галстуки – радужные. Представляете, как это смешно сейчас себе представить, когда радужная одежда стала прочно ассоциироваться с ЛГБТ сообществом? Было бы, что детям рассказать.

Но, галстуки нам так и не выдали, и тут мы впервые поняли, что такое “нас кинули”. Как поняли и наши родители, бабушки и дедушки, которые за одну ночь лишились всех своих накоплений, а заработанные деньги обесценились.

Родители выживали как могли. Папе пришлось уволиться с работы на берегу, достать свой старый диплом моряка, и в полной мере ощутить на себе, что такое быть морским волком.

Но это было чуть позже. А пока мы ещё не сильно понимали, что происходит вокруг. Но все вдруг вспомнили о вере.

Некоторые стали верить в Анатолия Кашпировского и Алана Чумака, заряжали банки с водой перед телевизором и качались, подняв руки вверх, вместе с людьми на экране.

Потом с такой же самоотдачей все поверили в астрологию, стали изучать знаки зодиака, сравнивать свой знак и своего спутника, расходиться из-за их несовместимости, заказывать себе натальные карты и смотреть передачи про колдунов и предсказателей.

Поверили в гадалок и хиромантов, на чём неплохо обогатились цыгане, коих появилось в городах несметное множество.

Некоторые вступали в Белое братство, в секту Столбуна, в Церковь Иеговы и прочее, прочее.

Все хотели во что-то верить. А во что, если основная вера лежит никчемной красной тряпочкой в шкафу?

Я выбрала для себя ту веру, которая, как мне казалось, была более монументальной и настоящей. Тем более, что даже наше летоисчисление ведётся именно от Рождества Христового. Итак, меня повели в собор Свято-Ильинского мужского монастыря на Пушкинской улице в Одессе.

Он был роскошный, весь в золоте и дорогих иконах. У меня сложилось такое впечатление, что здесь и не прикладывала свою руку советская система. Не в пример той маленькой церквушке, в которой я ходила несколько раз на выставку прелестей атеизма.

Но, к моему большому разочарованию, собор был весь в лесах, на реконструкции. Поэтому нас завели в какую-то тесную комнату, крестились одновременно 10 человек. Всем было очень мало места, ещё и с крёстными. Крестились только взрослые, а я среди них одна из самых маленьких.

Батюшка всё провёл очень быстро: зачитал молитву, окунул головой в таз с холодной водой, потом конвейером всем помазал крестики елеем на голове и, перекрестив, отпустил всех с миром. Я так и не поняла, что это было. Как-то по-другому всё это представлялось раньше. В общем, какой ни есть, а мой личный опыт.

На выходе мне вручили книжечку с молитвами и сказали: учи. Моим максимумом оказался “Отче наш”. Потому что, честно сказать, старославянский язык для меня был сродни абракадабре. А как понимать написанное, объяснить мне было некому.

Несмотря на моё крещение, в доме у нас так и не завелись церковные обряды и правила. Нет, мама готовила пасхальный кулич и даже иногда носила его на освящение в церковь (как раз ту самую, которая при советской власти была музеем атеизма). Но нас никогда с собой не брала.

А ещё на Рождество отправляла к крёстной моего брата с калачом. Она была у нас одна на двоих, так как остальные крёстные, так получилось, жили в других городах. Зато нам очень нравилось ходить к этой. У неё всегда дома было вкусно, а часто ещё и удавалось попробовать такие деликатесы, как бананы, апельсины, австрийский шоколад (её муж был коком на пассажирском судне – кто не знает, кок – это повар).

Она всегда развешивала шоколадки на ёлочку. И, конечно же, мы разносили подчистую всё сладкое убранство к концу обеда. А ещё она дарила нам деньги. Они были только наши, личные. Хоть и немного, но нам казалось, что мы – богачи. Я на свои покупала интересные книжки.

Вот и все наши нехитрые религиозные обряды. Главным праздником в нашей семье был по-прежнему Новый год. И день рождения мамы. Его мы тоже всегда отмечали в шумной компании взрослых и детей.

В церковь я не ходила специально. Не тянуло. Наверное, после того неудачного опыта крещения. Бывала там пару раз на чужих крещениях и свадьбах. Ну и на своей тоже. Всё-таки мы венчались с мужем как положено. Настояли родители.

А вот с настоящей религией меня сдружила свекровь. Она всегда соблюдала все традиции и сейчас регулярно ходит в церковь на все праздники и выходные. Чтобы вы понимали, с Сочельника Рождества до Старого Нового Года она была в церкви 6 раз по 4 часа. И она строго блюдёт все посты, на ночь читает каноны, знает молитвы и все нюансы, в которых я порой у неё консультируюсь.

Однажды случилось так, что мне понадобилось прийти в церковь, потянуло. У многих так бывает, когда теряешь своих близких. Сначала не понимаешь, не хочешь принимать, отказываешься верить. Потом ругаешься со всеми, в том числе и с Богом за то, что был так жесток и несправедлив. А потом происходит принятие неизбежного. И в церкви, со слезами и молитвой находишь освобождение от терзающей муки внутреннего ада. На место высвободившейся энергии приходит свет. Как-то так: сложно, но просто.

Это я поняла на Голгофе, стоя перед крестом Господа нашего Иисуса Христа.

Свекровь очень хотела попасть на Святую Землю в Израиль. И меня тоже отправили сопровождать её, помогать ходить, так как у неё очень больные колени и сильный варикоз.

Нас поселили в Горненском женском монастыре Русской Православной церкви на горе Эйн-Карем в пределе Иерусалима. Чтобы дойти до нашей комнаты от обедни, приходилось подниматься по высоченной крутой лестнице в 10 пролётов. Также и спускаться на автобус. То ещё испытание для коленей моей бедной свекрови. Но медленно и верно она проделывала этот путь каждый день – ради веры, ради мужа, детей и внуков, всех, о здоровье и благополучии кого она молилась.

О Горненском монастыре я написала поэму – выложу её в следующих постах. Он тоже со своей особенной историей. Ведь именно на том месте жили родители Иоанна Крестителя, и именно там Святая Дева Мария впервые получила подтверждение того, что понесла Сына Божьего. Об этом сюжете рассказано в Библии.

С одеждой и едой там было всё строго по церковным правилам. Постные блюда два раза в день. Все женщины без макияжа, в платках, верх с рукавом хотя бы закрывающим плечи, юбка ниже колен. Всё чинно и строго. Со мной такой опыт был впервые.

Возили нас везде на комфортабельном автобусе, по всем святым местам, в сопровождении матушки-гида, молитв, песен и очень тёплой компании верующих из разных городов и стран. Вокруг море зелени, цветов, горы и море. Красота, одним словом. Как оказалось по итогу, мне самой эта поездка была нужна ещё больше, чем свекрови.

Я внутренне всё боролась с этими всеми чувствами, от непринятия до отчаяния после внезапной потери сначала брата, а через непродолжительное время ещё и мамы.

Подойдя к кресту в Храме Гроба Господня, сказала: верую и прошу прощения за все слова, которые кричала в отчаянии непонимания того, как это могло случится. Попросила принять маму и брата в царствии своём. И в тот момент мне показалось, что я увидела свет от креста, и услышала Его голос “прощаю и принимаю”, и… бухнулась в обморок. Вокруг собралось много народу. Все говорили на разных языках, в одеждах разных культур и религий, с разным цветом кожи – все бросились мне на помощь. Я очнулась на лавке, люди суетились, брызгали мне в лицо водой, искали новую бутылку попить, кто-то махал платком, кто-то говорил на своём языке слова утешения. А мне не было плохо. Мне тогда стало светло и хорошо.

И тогда я стала замечать маленькие чудеса, которые стали происходить со мной. Всё, что мне нужно, я тут же получала. Если это было бескорыстное желание.

Так, по мелочи: не хватило денег на финики, тут же кто-то угостил. Отменилась поездка в центр автобусом – предложили подбросить добрые люди. Не успела исповедоваться перед праздником, батюшка нашел меня специально сам и отпустил грехи, после чего я смогла поучаствовать в обряде прославления Святой Троицы, хотя уже и не надеялась. Молилась у монастыря Саввы Освященного, чтобы моя двоюродная сестра смогла родить ребёнка, что у неё не получалось больше 15 лет, и через полгода узнала, что она беременна. А сейчас у меня подрастает чудесный племяшек.

Ну вот как-то так я стала чаще замечать чудеса вокруг себя. И вы замечайте. Они есть. Хотя часто кажется, что нет. И кто-то нас всегда ведёт за руку. Просто там, наверху, тоже нужны добрые люди. Если они выполнили своё предназначение здесь, они идут к Нему.

А у нас пока тут есть дела. И жизнь с её радостью и горечью. Со всем можно справиться, если верить в лучшее.

Это моё мироощущение.

А вы замечаете чудеса в своей жизни? Или реалистом быть проще?

2022